ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
БАЛАНОВА Т.А., КУРДВАНОВСКАЯ Н.В.
г. Мурманск, Центр психолого-медико-социального сопровождения
(Сб.Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011)
Стратегической целью государственной политики в области образования на современном этапе является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина. Однако дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, требуют особого внимания. Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на оды «…в соответствии с инициативой «Наша новая школа» в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация данной категории детей, при этом в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию».
Реализация этой цели предполагает модернизацию институтов системы образования, как инструментов социального развития, и формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования для обучающихся с ОВЗ является одним из приоритетных направлений образовательной политики в Мурманской области. В контексте государственных гарантий доступности качественного образования для всех категорий граждан, система социально-педагогической и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ требует постоянного развития и совершенствования.
За последние два года в Мурманской области создана нормативная правовая база, обеспечивающая стабильное функционирование и развитие как региональной системы специального образования, так и интегративного образования, в частности. Для решения проблем развития и обучения детей с ОВЗ внутри образовательной среды общеобразовательных учреждений наиболее значимыми стали приказы Министерства образования и науки Мурманской области «О создании и организации деятельности Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Мурманской области», «Об утверждении примерного положения о Ресурсном центре дистанционного образования детей-инвалидов» и административный регламент по исполнению государственной функции «Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
Важная роль в развитии интегрированного образования отводится психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). Необходимость совершенствования системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях стала отправным моментом в развитии таких направлений деятельности центральной ПМПК, как:
В целях организации интегрированного обучения и внедрения эффективных инклюзивных технологий в образовательный процесс проведен ряд мероприятий, в том числе по разработке стандартов качества деятельности ЦПМПК и организации сетевого взаимодействия участников процесса интеграции.
В регионе активно развиваются формы взаимного сотрудничества центральной и территориальных ПМПК. Для активизации данного направления деятельности заключены договоры о сотрудничестве ЦПМПК с ТПМПК всех административных образований Мурманской области. Для развития системы сопровождения инклюзивного образования специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) внедряют модель взаимодействия ЦПМПК с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений. В ней разрабатывается индивидуальный маршрут обучения и эффективно используется система показаний и формы заключений специалистов ЦПМПК о готовности конкретного ребенка к обучению в общеобразовательной школе.
Решение вопросов определения сроков начала и завершения интегрированного образования осуществляется ЦПМПК индивидуально по каждому обучающемуся с учетом согласия его родителей (законных представителей) и в соответствии с критериями отбора детей для интегрированного обучения. Данные критерии включают в себя три основные позиции:
С целью формирования профессиональных и личностных компетенций всех участников интегративного образовательного процесса (дети, родители, педагоги) специалистами ЦПМСС разработаны и внедряются в практику образовательных учреждений программа «Шаг навстречу» по психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и полифункциональный блок коррекционно-развивающих программ по работе с детьми с ОВЗ.
В современных условиях важнейшим принципом развития качества и доступности образовательных услуг является совершенствование информационного обеспечения всех направлений деятельности учреждения. Организация работы по расширению информационного пространства и обеспечению доступности информации об оказываемых ЦПМПК услугах включает функционирование и регулярное обновление официального сайта ЦПМСС; интернет-консультирование детей, родителей, специалистов; изготовление и распространение информационно-наглядной продукции; взаимодействие со СМИ. На официальном сайте в разделах о деятельности ЦПМПК и отдела ранней помощи с целью оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, ведутся странички «Полезные статьи» и «Родителям особого ребенка».
Для повышения качества услуг, предоставляемых специалистами ЦПМПК, в образовательном коррекционно-развивающем процессе эффективно используются современные информационно-коммуникационные технологии:
В перспективах развития ЦПМСС – создание в рамках деятельности ЦПМПК Центра психолого-педагогического сопровождения интегрируемого ребёнка с ОВЗ (ЦППСИР).
Приоритетными задачами в данном направлении станут:
Таким образом, проведение скоординированной политики в области образования, обеспечивающей в равной мере дальнейшее развитие как системы специального обучения, так и интеграционных процессов, позволит обеспечить право родителей на выбор образовательного маршрута особого ребенка. Подлинная интеграция в образовании может состояться лишь в том случае, если специалисты, работающие в системе общего и специального обучения, будут совместно решать проблемы интеграции посредством организации систематического, непрерывного, комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.