Региональный опыт реализации инклюзивной практики образования: Архангельская область

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

СОЛОВЬЕВА Л.Г.

г. Архангельск, Архангельский областной институт

переподготовки и повышения квалификации работников образования

(Сб.Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011)

Поиск эффективных форм коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) связан с проведением  работы по их включению  в детское сообщество. Подобный подход   к образованию неординарных детей вызван к жизни социальным заказом общества и государства и предполагает решения целого ряда вопросов, связанных, в частности, с подготовкой кадров, изменением отношения общества к проблеме, законодательным обеспечением адаптивности и вариативности услуг и условий  общеобразовательного учреждения. Решение данных проблем во многом зависит от территориальной специфики каждого региона, обусловленной эволюционными  процессами в общем и специальном образовании, а также от имеющихся ресурсов и опыта реализации инклюзивного подхода. В связи с этим нам представляется важным оценить состояние и тенденции развития системы образования Архангельской области и выделить факторы, которые могут как содействовать, так и препятствовать внедрению инклюзивного подхода. Без  подобной оценки невозможно определить степень готовности системы к преобразованиям, характер и последовательность первоочередных мер и конкретных действий.

В настоящее время в области более 14 тыс. детей (около 6% от детского населения) нуждаются в коррекционной помощи и получают ее в различных формах. При этом отмечается количественное перераспределение детей, связанное с их переходом из специального (коррекционного) образовательного пространства в общеобразовательное. Успех данного процесса связан, прежде всего,  с имеющейся и стабильно работающей службой сопровождения в массовом учреждении. Деятельность специалистов службы (логопедов, психологов, дефектологов) предполагает непосредственное взаимодействие с ребенком и обязательную работу с  учителем и родителями. В данном контексте психолого-педагогическое сопровождение является  неотъемлемым элементом системы образования, выступает в качестве  равноправного  партнера в решении задач обучения, воспитания и развития ребенка.

Фактором, обеспечивающим успех включения проблемного ребенка в среду нормально развивающихся сверстников, является  упрочение контактов между общеобразовательными и специальными (коррекционными) школами, последние из которых приобретают дополнительные функции, связанные с выраженным запросом массовых учреждений на поддержку. Уникальный, накопленный годами опыт коррекционных учреждений оказывается востребованным в общем образовании и транслируется в форме стажировок, семинаров, консультаций для педагогов, практической помощи детям.

Важным шагом в реализации идеи инклюзивного образования  является создание нормативно-правовой базы. В настоящее время в области утверждена Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья  в Архангельской области, определяющая задачи органов государственной власти по реализации инклюзивного подхода. Действует областной закон «Об образовании», в соответствии с которым муниципальные общеобразовательные учреждения, обучающие детей с ОВЗ, имеют право на получение субвенции, включающей оплату труда педагогов и приобретение необходимого реабилитационного оборудования.

Среди факторов, обеспечивающих успех включения проблемных детей в общеобразовательное учреждение, следует назвать открытость региональной системы образования, которая предусматривает сотрудничество и обмен опытом совместной работы с другими регионами России, а также интеграцию в международное образовательное пространство. В области осуществлялся ряд международных проектов, направленных на внедрение идеи включенного образования - ТЕМПУС: «Лица с комплексными нарушениями и инклюзивное образование» и ТАСИС: «Партнерство: путь к инклюзии». Их реализация позволила разработать и внедрить  программы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных и коррекционных школ, родителей, членов общественных организаций.

Условиями успешной реализации идеи включенного образования также являются высокий инновационный потенциал учреждений (наличие уникальных школ, экспериментальных площадок) и активизация деятельности родителей детей с ОВЗ и общественных организаций.

Отмеченные тенденции свидетельствуют о наличии определенных ресурсов, которые могут обеспечить процесс включения «особого ребенка» в общеобразовательное учреждение. Вместе с тем, данный процесс не приобрел еще полномасштабного характера, и  на сегодняшний день имеется следующий ряд трудностей, с которыми сталкиваются все его  участники.

1.     Неравномерность ресурсной обеспеченности и территориальная специфика образовательных систем области. В ряде районов области отсутствуют необходимые специалисты, группы, классы, что не позволяет реализовать право особого ребенка на обучение по месту жительства. Система же интернированного воспитания способствует выпадению заботы о проблемном ребенке из круга обязанностей семьи, резко ограничивает его участие в полноценной семейной жизни, разрушает традиционные семейные структуры.

2.     Трудности организации субъект-субъектных отношений в детском коллективе. Детское учреждение – это сложная среда с разнообразными социальными контактами, сложившейся системой отношений – вертикальных (учитель-ученик) и горизонтальных (между сверстниками). Социальное взаимодействие в группе сверстников часто является затруднительным, что связано не только с  проблемой ребенка, но и с особенностями самой группы. Поэтому наиболее трудной задачей является организация для детей с ОВЗ принимающей и понимающей среды, способной подкреплять их социальное и познавательное развитие.

3.     Несовершенство программно-методического обеспечения инклюзивного образования и отсутствие специальной подготовки у учителя массовой школы для работы с проблемным ребенком. Программа и методы, адекватные возможностям и особенностям конкретного ребенка, являются решающими факторами в обеспечении ситуации успеха для ребенка и качества образовательных услуг. Педагогам массовых школ необходимо пересмотреть основные положения методик преподавания, овладеть приемами коррекционной учебно-воспитательной работы. Особое внимание при подготовке педагогов следует уделить социально-психологическому аспекту инклюзивного образования, т.к. включение нетипичного ребенка в коллектив сверстников меняет психологический портрет класса. Поэтому актуальной задачей помощи детям будет предупреждение возможных психотравмирующих ситуаций в детском коллективе.

4.     Стихийный, неподготовленный характер включения проблемного ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.  В ряде случаев это происходит по желанию родителей, которые делают выбор в пользу массовой школы. Вместе с тем, общеобразовательное учреждение не всегда способно обеспечить  ребенку необходимую помощь. В результате ученик возвращается в коррекционное учреждение с потерей очень важного для его последующего развития времени, имея при этом выраженные проблемы дезадаптации.

Представленный анализ, безусловно, не является исчерпывающим. Но он позволяет наметить шаги, требующие первоочередного решения. Целесообразно, на наш взгляд, определить в каждом районе области базовые образовательные учреждения, реализующие инклюзивный подход. Это позволит:

  • упорядочить процесс включения ребенка в среду нормально развивающихся сверстников;
  • решить целый ряд организационных вопросов, связанных с получением лицензии на право реализации коррекционной программы, с подбором необходимых кадров для организации психолого-педагогического сопровождения, с более эффективным использованием средств областной субвенции;
  • определить четкую стратегию обучения педагогов общеобразовательных учреждений, в том числе в режиме стажировок, с привлечением педагогов коррекционных учреждений и общеобразовательных, реализующих инклюзивный подход;
  • обеспечить информационную поддержку внедрения моделей инклюзивного образования с помощью телевидения, радио, СМИ, с целью формирования толерантного отношения в обществе к детям с ОВЗ;
  • создать в каждом районе области команду сопровождения, включающую специалистов коррекционных учреждений, ПМПК, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи и предполагающую организацию методической помощи педагогическим работникам, работающим в режиме инклюзивного образования, оказание коррекционной помощи  детям.

В заключение хотелось бы отметить, что инклюзия не может существовать монопольно. Целесообразно говорить о необходимости создания гибкой, вариативной системы помощи, которая обеспечит особому ребенку право и возможность выбора формы обучения, адекватной его особенностям и возможностям.

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?