Региональный опыт реализации инклюзивной практики образования

ИНКЛЮЗИЯ:

ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБЩЕМУ

АРХИПОВА С.Н.

г. Якутск, Педагогический институт   Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

(Сб.Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011)

Процесс интеграции в последние годы приобрел системный и упорядоченный характер. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Институтом коррекционной педагогики РАО разработаны обязательные направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательную школу и осваивающих основную программу начального общего образования [3]. Были предложены коррекционные направления работы: развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира; дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей [2]. Вышеназванные направления решают социальную интеграцию.  

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Именно в общеобразовательной школе ребенок с инвалидностью может получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, т.е. социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.

В городе Якутске идея инклюзивного образования начала реализовываться в дошкольных образовательных учреждениях активнее, чем в массовых школах. Чтобы принять в общеобразовательную школу детей с инвалидностью, необходимо сформировать материальную среду, в которой люди с проблемами здоровья могли бы чувствовать себя комфортно. Для детей с особыми потребностями в обучении необходимо организовать помощь педагога-дефектолога и тьюторов. Введение педагогического сопровождения - тоже новая для школы педагогическая практика. Главная задача тьютора - оказывать ребенку физическую поддержку, помогать ему перемещаться и налаживать эмоциональный контакт с другими детьми. Педагогическое сопровождение включает в себя работу логопеда, психолога и дефектолога [1]. Для этой работы, на наш взгляд, целесообразно привлекать студентов дефектологических специальностей. Обучение детей с ограниченными возможностями в массовой школе позволит здоровым детям развить толерантное отношение к людям с инвалидностью. Ребята научатся сопереживать и помогать тем, кто в этом нуждается, проявлять свои лучшие человеческие качества.

Дети с инвалидностью при соответствующей поддержке и помощи будут активно участвовать не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе - выступать на концертах, праздниках, участвовать в играх и конкурсах. Исходя из вышеперечисленного, мы думаем, что специальные школы, должны постепенно отойти в прошлое, что инклюзивное образование является ступенью эволюции общественного сознания, оно поможет предотвратить дискриминацию в отношении детей с ограниченными возможностями.

Литература

1.     Киося А.Н., Мельтюхина М.В. Экспериментальная площадка в районе «Южное Бутово» // Инклюзивное образование: учиться вместе реально. – М.: РООИ «Перспектива». – 2010. – 50 с.

2.     Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология. – 2010. - №5

3.     Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. – 2008. - №2 

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?