Проблемы развития средств общения

Т.А.Басилова


( отрывок из публикации:Басилова Т.А.О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009)

Об авторе: Татьяна Александровна Басилова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ

За всю историю развития человечества сформировалось и было специально изобретено множество самых различных средств общения. С точки зрения физической природы передачи информации их можно разделить на:

  • акустические (звуковой язык, в том числе и возможность передачи сего на расстояние благодаря радио, телефону и Интернету);
  • оптические (язык жестов, письменность, пальцевый язык глухих или дактилология и др.), возможности передачи которых на расстоянии также увеличились благодаря видеотелефону и использованию веб-камеры в Интернете;
  • осязательные (письмо на ладони; с помощью метода Тадома, позволяющий научиться воспринимать звуковую речь наложением руки на горло и лицо говорящего или с помощью специального вибрационного устройства, соединенного со звукоусиливающей аппаратурой; алфавиты для слепых и слепоглухих Брайля и Лорма; дактилология в руку; контактный жестовый язык и др.) контактная природа которых раньше заметно суживала возможность их использования в общении, но современные информационные технологии уже позволяют общаться благодаря специальным брайлевским дисплеям также через Интернет.

С потерей зрения или слуха у человека уменьшается возможность полноценно пользоваться акустическими и оптическими способами передачи информации, но сохраняется способность к осязательным. Отказ от традиционных форм речевого общения у лиц с эмоциональными расстройствами оставляет возможность их замены на альтернативные. При этом степень и эффективность использования разных по физической природе сигналов человеком может быть различной и зависящей от следующих обстоятельств: потребности в общении; возраста ребенка; уровня интеллектуального развития; возможностей использования зрения, слуха и осязания.

Консультируя родителей детей со сложным сенсорным нарушением, мы постоянно встречаем непреодолимое стремление большинства родителей к тому, чтобы их ребенок обязательно говорил устно и как можно раньше. И нам вовсе не всегда удается убедить их в том, что их ребенок должен сначала научиться действовать и думать, и лишь на этой основе говорить. В том, что нет существенной разницы, каким видом разговорной речи он будет охотнее пользоваться в общении: устной, тактильной или жестовой речью глухих. Единственный способ для них, как и всех других людей, приобщиться к мировой культуре, а значит и к языку - это овладеть письмом и чтением. А это очень долгая и с большим трудом достижимая цель даже для многих нормально видящих и слышащих детей.

Когда у слепого ребенка наблюдается заметная задержка в развитии речи при нормальном слухе, нужно подумать о возможности использования невербальных (несловесных) форм общения. Здоровый и нормально развивающийся малыш с рождения не только слышит обращенную к нему речь взрослого, но и видит выражение его лица, глаза и жесты. Все это только кажется малодоступным для слепого ребенка. В воспитании слепоглухих детей широко используются естественные и условные жесты и предметы-сигналы и символы различных ситуаций. Если ребенок слышит и даже понимает словесные инструкции взрослого, но не говорит сам, необходимо дать ему возможность высказать свои желания другим доступным способом.

Нужно попробовать использовать естественные жесты, сопровождая ими свои словесные инструкции жестами. Например, предлагая устно ребенку какую-то еду, нужно одновременно поднести его руку ко рту. А, предлагая сесть на горшок – жестом как бы немного приспустить штанишки. Очень полезным для развития общения может стать жест, обозначающий конец действия (для глухих это жест выглядит как отсекающее движение одной ладонью перед другой). Повторение этого жеста в конце каждой ситуации, как правило, помогает ребенку быстро понять его значение и использовать в случаях отказа от какой-то ситуации, когда он сам хочет показать, что чего-то больше не хочет. Такие жесты заменяют отсутствие ответного слова и даже помогают его появлению. Наш опыт использования естественных жестов для развития речи слепых детей доказал это. Очень полезным бывает подражание взрослого вокализациям самого ребенка. Когда ребенок произносит любые звуки, нужно попутаться их имитировать. Это стимулирует новую голосовую активность ребенка, он замирает и ждет от взрослого новогоповторения и начинает более внимательно прислушиваться к голосу взрослого и даже подражать ему.

Если слепой ребенок вообще не обращает внимание на обращенную к нему речь, нужно применять приемы, обычные при развитии речи глухого малыша. Прежде всего это развитие его внимания к вибрационному, тактильному восприятию речи. Для этого нужно, когда слепой ребенок сидит у взрослого на руках, прикладывать его ручку к своему горлу или щеке во время говорения или пения. Всячески стимулировать развитие его вибрационной чувствительности при восприятии музыки не только на слух, но и через прикосновение к звучащему и вибрирующему предмету.

Если подобные приемы не помогают, можно использовать предметы, обозначающие определенные повседневные ситуации жизни ребенка для общения.Но этому должна предшествовать определенная организация повседневной жизни ребенка в определенном повторяющемся режиме дня.

Консультируя родителей слепых детей с задержкой развития, я стараюсь как можно более подробно познакомиться с образом жизни их семей. Мамы детально рассказывают мне, как и когда ребенок просыпается, что делает потом, как и что кушает, как и с кем играет и гуляет, обедает, отдыхает, ужинает и ложится спать. Такие беседы  занимают много времени и продолжаются в течение нескольких встреч. Они необходимы мне для создания представлений о повседневной жизни слепого ребенка дома и лучшей помощи в ее организации. Беседы полезны и самой матери для того, чтобы осознать и проанализировать свое повседневное взаимодействие с малышом. Подробное описание и анализ поминутного, почасового, суточного расписания жизни малыша дома в течение недели, а иногда и месяца создает сложившийся образ повседневной жизни семьи и делает этот порядок более осознанным и повторяющимся.

Такой распорядок дня необходим и для ориентировки ребенка во времени, и для понимания последовательности смены жизненных ситуаций, и для развития речи и контактов с окружающими, и для ощущения разумности, предсказуемости и безопасности окружающей жизни. Усвоенный ребенком режим и ритм повседневной жизни позволяет использовать предметы-символы ситуаций для общения в случаях, когда формирование обычных речевых средств общения затруднено. Для этого наиболее значимые для ребенка ситуации предваряются осмотром (ощупыванием) и выкладыванием определенного предмета. Например, перед тем как пойти в туалет, достается туалетная бумага перед умыванием – мыльница, перед едой – ложка, перед слушанием музыки – аудиокассета и т.д. Набор таких предметов является постоянным, он выкладывается в специально приготовленные коробки утром, и каждый предмет достается в начале определенной ситуации и убирается после ее окончания. Постепенно ребенок начинает сам использовать предметы-символы, чтобы показать свои желания. При успешном развитии ребенка, реальные предметы-символы постепенно заменяются на их уменьшенные копии, жесты, устные или письменные брайлевские слова.

Организация повседневной жизни ребенка предполагает обязательное овладения навыками самообслуживания. По мере возможностей, слепой ребенок с дополнительными нарушениями должен самостоятельно и достаточно аккуратно есть с помощью ложки, пить из чашки, пользоваться туалетом, одеваться, раздеваться, обуваться и складывать свои вещи. Освоение самых простых навыков самообслуживания для такого ребенка занимает много времени, но является обязательным. Многолетний опыт обучения и воспитания слепоглухих детей показывает, что элементарные навыки самообслуживания возможно сформировать даже при выраженной умственной отсталости. Для этого требуется терпение и время. В самых тяжелых случаях такие навыки при постоянном повторении закрепляются после 2-3х лет обучения. В тяжелых случаях требуется связать навыки самообслуживания с непосредственными потребностями в еде и комфорте. Это означает, что ребенку позволяют есть только с использованием ложки, а грязные штаны стирают вместе с ребенком так долго и нудно, что исчезает желание их пачкать.

Повседневная жизнь детей даже с самыми сложными нарушениями должна быть по-своему приятной и интересной. Она не должна всегда состоять только из выполнения повседневных навыков. Эти навыки надо скреплять какими-то радостными для ребенка событиями и играми. Очень важно найти такие предметы и занятия, которые нравились бы малышу.

Если слепому ребенку с остаточным зрением нравятся яркие и светящиеся предметы, можно использовать различные лампы, фонарики и гирлянды со световым эффектом. Если ему нравится качаться или скатываться, можно устроить дома качели или горку. В доме, где есть сложный ребенок особенно внимательно и бережно нужно относиться к привлекательным для ребенка игрушкам и предметам. Они помогают правильно организовать предметные действия ребенка, дают использовать их в качестве поощрения после любого хорошо выполненного задания. Для этого все эти интересные предметы не должны валяться по комнате и быть всегда доступными, их следует хранить в недоступном месте и предлагать в определенное время для самостоятельных и совместных занятий. При трудностях использования ребенком их словесных обозначений  можно также обозначать эти предметы и игрушки жестом или предметом-символом.

Особую помощь в психическом развитии слепого ребенка даже с дополнительными нарушениями может играть лепка и конструирование. Эти виды деятельности не только способствуют развитию ручных умений, но и помогают в развитии речи. Вылепленная или собранная вместе со взрослым модель реального предмета, названная общим с изображенным предметом словом позволяет лучше освоить и запомнить название самого предмета. Ребенку легче бывает перейти от называния собственно предмета через его изображение к письменному слову и чтению.

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?