Всероссийский семинар

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»

г. Москва,  23-25 июня 2014 г.

 ИТОГОВЫЙ ПРЕСС-Релиз

 

Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования города Москвы, Учебно-методическое объединение вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование», ГБОУ ВПО   «Московский городской психолого-педагогический университет», Институт проблем инклюзивного образования  МГППУ 23-25 июня 2014г. провели  Всероссийский семинар «Актуальные вопросы создания специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов».

Целью семинара  являлось обсуждение  особенностей определения специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогической комиссией и их организации в общеобразовательных школах.

Участниками семинара стали более 400 человек: специалисты органов государственной  и муниципальной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, руководители и специалисты психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов, руководители образовательных организаций,  научные сотрудники и преподаватели ВУЗов, педагоги, психологи, методисты, представители общественных организаций из 60  регионов Российской  Федерации.

Пленарное заседание, которое проходило в МГППУ 23 июня 2014г., открыл Рубцов Виталий Владимирович, ректор МГППУ, директор Психологического института РАО, доктор психол. наук, профессор, действительный член РАО и  Терехина Ирина Олеговна, заместитель директора Департамента   государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства  образования и науки  Российской Федерации. Участников Конференции приветствовали  представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Москвы,

Доклады по основной тематике семинара сделали:  Алехина Светлана Владимировна,  проректор МГППУ. Она представила цели семинара, рассказала о порядке работы трехдневного семинара, показала рабочие материалы, которые участники семинара смогут обсудить за время семинара и предложить свои варианты доработки методических рекомендаций по созданию специальных условий образования для детей с ОВЗ.

С докладом «Основные направления государственной политики в сфере права на образование детей с ОВЗ и инвалидностью: компетенции по созданию специальных условий» выступила Фальковская Лариса Павловна, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей  Министерства образования и науки Российской Федерации, канд. психол.н. Она рассказала о основных нормативных актах, разработанных МО, о проектах, запланированных МО по развитию инклюзивного образования в РФ.

Волосовец Татьяна Владимировна,  директор ФГУ «Институт психолого-педагогических проблем детства», к.пед.н., профессор рассказала о внедрении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, о возможностях и барьерах на пути  создания  специальных образовательных условий ребенка с ОВЗ.

Макарова Екатерина Евгеньевна, начальник отдела специального образования, социально-правовой защиты детства и безопасности Государственного Управления образования Псковской области рассказала о опыте сетевого взаимодействия по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в Псковской области. Под руководством Института повышения квалификации на базе СКОу в Псковской области организованы сетевые центры, повышающие квалификацию специалистов и педагогов образовательных организаций, входящих в образовательный округ.

Леханова Ольга Леонидовна, канд. пед. наук, доцент кафедры дефектологического образования ФБГОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"  рассказала о  роли высшего образования в создании условий для инклюзивного образования в Вологодской области, об особенности организации инклюзивного образования в вузе. Череповецкий университет включил курсы по инклюзивному образованию во все программы подготовки педагогов общеобразовательных школ и ДОУ.

Болховитин Николай Иванович, директор ППМС-центра Калуга рассказал о неустойчивой позиции ППМС-центров в ситуации, когда у центра нет статуса образовательной организации.

После обеда на пленарном заседании продолжилось обсуждение вопросов по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

С докладом о специфики работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Новосибирской области выступила Самуйленко Светлана Васильевна, директор ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования».

Белова Светлана Николаевна, старший преподаватель Тверского университета рассказала о проблемах психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: отсутствие нормативной базы, подготовленных педагогов, материально-техническая необеспеченность образовательных организаций, отсутствие служб ранней помощи.

Также  с докладом выступила Борисова  Наталия Владимировна, заместитель  директора  ГБОУ СОШ №1321 "Ковчег", об ответственности руководителя образовательной организации по созданию специальных условий обучения детей с ОВЗ и органов местного управления, а также родителей детей с ОВЗ.

Кутепова Елена Николаевна, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ, к.пед.н. рассказала о роли психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в создании специальных условий для ребенка с ОВЗ.

В заключении пленарного заседания Михаил Михайлович Семаго выступил с докладом об особенностях деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в реализации инклюзивного образования.

Второй день - 24 июня 2014 года был посвящен разработке предложений к методическим рекомендациям по созданию специальных условий образования для детей с ОВЗ в образовательных организациях. Участники семинара разделились на 3 группы:

  • специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).Ведущие: Семаго Наталья Яковлевна, ст.научн.сотр. ИПИО МГППУ, Кутепова Елена Николаевна, заместитель директора  ИПИО,  Цветкова Елена Евгеньевна, директор Центра диагностики и консультирования «Надежда» МГППУ;
  • специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).Ведущие: Семаго Михаил Михайлович, ведущий научный сотрудник ИПИО МГППУ, Шаргородская Людмила Вячеславовна, заместитель директора СОШ № 169;
  • руководители образовательных организаций. Ведущие: Борисова Наталия Владимировна, заместитель  директора  ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег», Самсонова Елена Валентиновна, руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ, Кремнева Светлана Николаевна, руководитель структурного подразделения, работающего по адаптированным программам для детей с интеллектуальными нарушениями (ГБОУ СКОШ №532).

Участники групп обсуждали функции, содержание, обязанности по созданию специальных условий для детей с ОВЗ и формулировали запросы на сетевое взаимодействие.

На пленарном заседание были выслушаны руководители групп и обсуждались вопросы связанные с проблемами взаимодействия ПМПК и руководителей образовательных учреждений. А также выдвигались предложения к Министерству образования по уточнению нормативной базы, разработки инструктивных писем и положений по уточнению «адаптированной образовательной программы», проведению промежуточной и итоговой аттестации, проведению процедуры обследования и составления рекомендаций по специальным условиям образования на ПМПК. Все участники семинара пришли  к выводу о необходимости сетевого взаимодействия ПМПК и руководителей образовательных учреждений.

В заключительный день семинара, 25 июня 2014г., работа проходила на площадках образовательных учреждений г. Москвы, имеющих многолетний опыт реализации инклюзивного образования: ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка»- территориальная ПМПК САО; ГБОУ Окружной центр психолого-медико-социального сопровождения –центральная ПМПК г. Москвы;  ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 99; ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 169; Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ; ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 830; ГБОУ гимназия № 1540 (Московская технологическая школа ОРТ); ГБОУ средняя общеобразовательная школа   № 518.

Участники семинара на практике ознакомились с определением и созданием специальных образовательных условий, познакомились с опытом работы консилиума, комиссии и деятельностью руководителей образовательных организации, увидели инклюзивную среду и познакомились с практикой учителей и специалистов.

Информационные материалы, видеодоклады и фотоматериалы Конференции размещены в специально-организованных разделах на сайтах:  http://www.inclusive-edu.ru.