23 июня в ГБОУ ВПО

«Московский городской психолого-педагогический университет»
(в рамках реализации ГК от «14» октября 2013 года № 07.028.11.0017 «Повышение квалификации специалистов
психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий,
руководителей образовательных организаций
по вопросам реализации типовых пакетов
специальных образовательных условий
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов)

стартовал Всероссийский семинар
«Актуальные вопросы создания специальных образовательных условий для детей
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов»

Цель семинара: повышение квалификации специалистов психолого-медико- педагогических консилиумов и комиссий, руководителей образовательных организаций в вопросах организации специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

Участники семинара приехали из более чем 60 регионов России, в основном это руководители образовательных организаций, председатели Центральных Психолого-медико-педагогических комиссий, специалисты Комиссий и консилиумов.

На семинаре обсуждались следующие вопросы:

  • создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательной школе;
  • представление лучших практик инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • представление и обсуждение типовых пакетов специальных образовательных условий для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра;
  • доработка типовых пакетов специальных образовательных условий.

Пленарное заседание открыла и вела Алехина Светлана Владимировна, проректор МГППУ. Она представила цели семинара, рассказала о порядке работы трехдневного семинара, показала рабочие материалы, которые участники семинара смогут обсудить за время семинара и предложить свои варианты доработки методических рекомендаций по созданию специальных условий образования для детей с ОВЗ.

С докладом «Основные направления государственной политики в сфере права на образование детей с ОВЗ и инвалидностью: компетенции по созданию специальных условий» выступила Фальковская Лариса Павловна, нач. отдела Департамента государственной политики в сфере защиты  прав детей  Министерства образования и науки Российской Федерации, канд. психол.н. Она рассказала о основных нормативных актах, разработанных МО, о проектах, запланированных МО по развитию инклюзивного образования в РФ.

Волосовец Татьяна Владимировна,  директор ФГУ «Институт психолого-педагогических проблем детства», к.пед.н., профессор рассказала о внедрении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, о возможностях и барьерах на пути  создания  специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

Макарова Екатерина Евгеньевна, начальник отдела специального образования, социально-правовой защиты детства и безопасности Государственного Управления образования Псковской области, рассказала о опыте сетевого взаимодействия по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в Псковской области. Под руководством Института повышения квалификации на базе СКОУ в Псковской области организованы сетевые центры, повышающие квалификацию специалистов и педагогов образовательных организаций, входящих в образовательные округа.

Леханова Ольга Леонидовна, канд. пед. наук, доцент кафедры дефектологического образования ФБГОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"  рассказала о  роли высшего образования в создании условий для инклюзивного образования в Вологодской области, об особенности организации инклюзивного образования в вузе. Череповецкий университет включил курсы по инклюзивному образованию во все программы подготовки педагогов общеобразовательных школ и ДОУ. «Это решение отлично от создания магистратуры и бакалавриата по инклюзивному образованию – программам которые выбрали другие вузы и более соответствует идее инклюзивного образования» - прокомментировала выступление Алехина С.В.

Волховитин Николай Иванович директор ППМС-центра Калуга рассказал о неустойчивой позиции ППМС-центров в ситуации, когда у центров нет статуса образовательной организации. Ответ Министерства дала Фальковская Л.П. – она указала на то, что центрам необходимо получить лицензию на ведение образовательной деятельности. В таком случае, центр может продолжать свою работу в соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ». Конкретные решения за регионами.

После обеда пленарное заседание продолжила Самуйленко Светлана Васильевна, директор ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» она рассказала о специфике работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Новосибирской области.

Белова Светлана Николаевна старший преподаватель Тверского университета озвучила проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: отсутствие нормативной базы, подготовленных педагогов, материально-техническая необеспеченность образовательных организаций, отсутствие служб ранней помощи ит.д. – проблемы, характерные для многих регионов.

После этого выступления,  весьма актуальны были слова Борисовой  Наталии Владимировной - зам. директора  ГБОУ СОШ №1321 "Ковчег" об ответственности руководителя образовательной организации, органов местного управления, а также родителей детей с ОВЗ за создание специальных условий для качественного обучения детей с ОВЗ.

Кутепова Елена Николаевна, зам. директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ, к.пед.н., рассказала о роли психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в создании специальных условий для ребенка с ОВЗ, а Семаго Михаил Михайлович, в.н.с. ИПИО МГППУ, к.психол.н., дополнил предыдущее выступление, рассказав об особенностях деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в реализации инклюзивного образования.

После пленарного заседания участники семинара получили задание прочитать Рабочие материалы и внести свои предложения 24 июня на секционной работе.

Программа семинара PDF

Материалы семинара  

Итоговый пресс-релиз PDF